запись на прием | принцип работы
097 055-25-99, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12, офис 3

Статьи

Песочная терапия в работе с агрессией у детей


Арт студия

Практически каждый родитель сталкивается с проявлением агрессии у ребенка, и это обычно вызывает беспокойство, так как воспринимается как что-то ненормальное.

Давайте попробуем разобраться. Что такое агрессия? Агрессия от лат. aggressio — нападение. Проявление агрессии связано с такими эмоциями как злость, раздражение, гнев, ярость. Я считаю, что агрессия – это не плохо и не хорошо. Это часть нас, это наши чувства. Плохо, если эти чувства не осознаются или применяются с нарушением социальных норм. То есть, если я использую свою агрессию чтобы защитить себя, «свои границы»: не стесняюсь говорить о своих желаниях окружающим, высказываю недовольство или несогласие с чем-либо, запрещаю что-то делать мне и т.п., и делаю это без крика, истерик или применения физической силы – это нормально. Для этого необходимо уметь обращаться с такими чувствами как злость, раздражение, гнев. И родителей пугает то, что ребенок не умеет проявлять свою злость. Его еще надо научить.

Прежде всего задайте себе вопрос: что Вы думаете по поводу агрессии, принимаете ли Вы себя, когда злитесь, позволяете ли Вы ребенку проявлять свое недовольство, может ли Ваш ребенок злиться, если Вы делаете что-то, что его ограничивает или мешает ему? Ответы на эти вопросы помогут родителям разобраться в своем отношении к агрессии.

Ко мне часто приводят детей, у которых есть проблемы с проявлением агрессии. Метод, которым я помогаю ребенку вернуться к своему собственному внутреннему миру, к своим переживаниям и научиться адекватно проявлять свои эмоции, называется песочная терапия. Песок и вода - естественные природные материалы. Они податливы, их форма может меняться. С их помощью человек может создавать образы, и через них придает форму своим чувствам и мыслям. Ребенок создает картину из песка, некоторое время любуется ею, а потом разбирает, и в следующий раз будет уже другая картина. И так много раз. Ребенок раскрывает тайну, что все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Повторяя это многократно, человек достигает равновесия и внутренней гармонии.

Приведу пример. Ко мне обратились родители мальчика, который пошел в первый класс. Сергей часто сильно бьет детей (в основном девочек). Жалуются учитель, родители детей. Сергей обещает больше так не делать, но все равно все повторяется. Дома его не бьют, стараются все объяснять, но… Сергей свое поведение объясняет, тем, что его эти дети обижают, и вспоминает истории, которые были раньше, например: «Она меня вчера обозвала». Сережа 3 месяца посещал занятия по песочной терапии. Сначала его «игра» в песке была хаотичной. Он строил быстро, почти закидывая предметы в песочницу. Выбирал неадекватно большие предметы, загромождал весь песочный поднос. Не мог рассказать, что он построил. Сознательно высыпал песок из песочницы и смотрел, как отреагирует психолог. Было ощущение, что для мальчика важен не он сам, а то, как на него реагирует взрослый. Я повторяла правила и говорила, что он может обратиться к себе и построить мир как он хочет. Спрашивала про его желания. К концу каждого занятия ребенок успокаивался, но приходя на следующей неделе все начиналось также. Период «хаоса» в песочнице длился пять занятий. А родители отмечали, что в школе стало гораздо меньше замечаний. Постепенно Сергей принял правила, его игра стала осознанной. Он строил миры и рассказывал о них. В его картинах предметы стали занимать определенные места (он уже проставлял их, а не кидал в песочницу). Мальчик стал рассказывать о том, как они живут. В его «мирах» были предметы, символизирующие агрессию: акула, динозавры и др. Рассказывая о них, ребенок говорил, что они злые, потому, что их «не накормили» или «с ними не хотят дружить». Я помогала ему искать возможность, чтобы помочь этим животным, чтобы им стало лучше жить. Иногда эти животные хотели, чтобы их покормили, поиграли с ними, и они становились добрее. Иногда им хотелось оставаться злыми. И это тоже важно - дать возможность прожить ребенку чувство злости в песочнице. Через время я встретила родителей мальчика, поинтересовалась как дела у Сергея в школе, и родители сообщили, что все в порядке.

Я иногда рекомендую родителям поставить дома песочницу и дать возможность ребенку играть в ней . Это особенно может быть полезно, когда с ребенком что-то происходит (злится, уходит в себя, грустит…). Дети в такой игре успокаиваются, уравновешиваются их чувства. Если родители испытывают трудности в общении или воспитании ребенка, можно поиграть вместе с ребенком в песке. Важно, чтобы взрослые уважали пространство ребенка и не запрещали выражать ему чувства в песочнице.


Татьяна Семибратова , психолог Психологического центра «Инвижл», специалист по работе с подростками, тренер обучающей программы "Песочная терапия".

к перечню

Copyright © 2009-2018 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы