запись на прием | принцип работы
097 055-25-99, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12

Статьи

Почему с детьми бывает сложно? Возрастные кризисы у детей

Ребенок растет, и его поведение меняется, что очень часто ставит родителей в тупик. Спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в упрямого, капризного и трудновоспитуемого. Он отдаляется от родителей, становится «каким-то не таким». С такой проблемой сталкиваются почти все родители.Издесь возникают вопросы: что с ним происходит? Как вернуть понимание? Что делать?

Это не означает, что ребенок Вас не любит, недостаточно воспитан или же связался с «плохой» компанией. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом.

Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.).

А вот в период кризиса развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них.

Выделяются 6 кризисов детского возраста:
☑Кризис новорожденности
☑Одного года (младенчества)
☑3-х лет (раннего детства)
☑6-7-ми лет (детства)
☑12-13-ти лет (подростковый)
☑17-ти лет (юности)

И хотя в названии каждого кризиса указывается конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступит точно в 3 или 12 лет.

Он может начаться чуть раньше или чуть позже, у каждого индивидуально.

Все возрастные кризисы (кроме кризиса новорожденности) характеризуются некоторыми общими чертами:
☑дети становятся капризными, раздражительными
☑часто вступают в конфликт с родителями
☑категорически отказываются выполнять требования взрослых.

Развитие ребенка на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок на протяжении всего своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?». Кризис наступает из-за того, что у ребенка появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удается.

Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребенка, приводящий на новый виток развития.

Задача родителей - помочь ребенку благоприятно преодолеть каждый кризис, и тогда их чудо-чадо вырастет самостоятельным и инициативным человеком. Напротив, если подавлять стремления детей к новым открытиям, часто и строго наказывать их и ругать, то во взрослом возрасте им будет сопутствовать неуверенность в себе и чувство вины.

Давайте рассмотрим каждый кризис детского развития.

☑Первый критический период развития ребенка – это кризис новорожденности, возникающий из-за разрыва биологического симбиоза с матерью. Малышу нужно привыкнуть к новому миру. Ребенок впервые чувствует холод и голод, видит яркий свет. Он абсолютно беспомощен, ему неуютно в новом мире.

Как помочь?

В это время очень важно постоянное присутствие мамы, теплые объятия, внимание к потребностям малыша.

☑Второй критический период развития – это кризис первого года жизни, который связан с разрывом психологического симбиоза с матерью. Ребенок учится ходить, у него появляются первые слова, он играет с попавшимися ему под руку предметами. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные. Этот кризис характеризуется негативными эмоциональными проявлениями ребенка,которые становятся ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Как помочь?

Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во времяаффективныхвспышеклучшевсегочем-то отвлечьмалыша. Задача родителя в этот период создать безопасное пространство для исследования мира. Позвольте ребенку осваивать открывшийся ему мир, предоставьте ему возможность манипулировать различными (безопасными) предметами, наблюдать за тем, что Вы делаете.

☑Следующий критический период развития – это кризис трех лет. У ребенка появляется свое «Я», поэтому он пытается противопоставить себя взрослому человеку. Он не только не выполняет требования родителей, но и стремится все сделать наоборот. В этот период поведение ребенка может носить протестный характер. Ребенок настаивает на своих требованиях, пытается добиться своего любой ценой, даже путем истерик.

Как помочь?

Прежде всего, контролируйте свои эмоции, не кричите на ребенка в ответ на его истерики и протесты. Постарайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Почаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о тех правилах, которые необходимо соблюдать и объясняйте почему так надо делать. Не давайте ребенку отрицательных характеристик: жадина, вредина, нахал и т.д. Предлагайте ему возможность выбора. Например, куда пойти гулять – во двор или в парк. Разрешайте ему самому делать то, что он уже может делать.

☑Следующий критический период развития – это кризис семи лет.Ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.С чем это связано? Ребенок к семи годам осознает себя не только как физически отдельный от родителей индивид, но и свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний.

Как помочь?

Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.

Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется стремлением ребенка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой. Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Он может болезненно воспринимать свою несостоятельность. Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Употребление спиртных напитков, курение в этом возрасте – это способ казаться взрослым.

Как помочь?

Давайте своим детям больше свободы, важно признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным. Объясните ему, что у взрослых людей есть не только права, но и обязанности. Не критикуйте его, не устраивайте ему допросы. Старайтесь каждый день находить время на общение со своим ребенком. Побольше рассказывайте ему о своих школьных годах, о том, что Вы чувствовали, когда были таким же, как он.

Кризис 17-ти лет

Как правило, возникает в преддверии окончания школы, на пороге новой жизни. В это время перед юношей\девушкой стоит выбор будущего пути и осознанием своей ответственности. Могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.

Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни ребенка, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего.

И самое главное – всегда, начиная с самого рождения ребенка, говорите ему, что Вы его любите. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, терпимо относитесь к его неудачам. И тогда Ваш ребенок вырастет самостоятельным и самодостаточным человеком.

Материалы для сайта invizhl.zp.ua подготовила практикующий психолог, семейный консультант - Юлия Зябкина

к перечню

Copyright © 2009-2020 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы