запись на прием | принцип работы
097 055-25-99, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12

Статьи

Ресурсы детства в работе с травмой

Когда ребенок получает достаточную опору и поддержку, он развивает в себе необходимую агрессивную силу, позволяющую встретиться с невзгодами мира. Такая поддержка разрешает ребенку выражать свои страхи и любые переживания, предлагает ресурсы, помогающие справиться с ситуацией. Ребенок получает здоровый опыт собственной силы и целостности.

Что же позволяет ребенку получать ресурсы и как этим пользоваться в работе?

Главным помощником является матушка-природа и процесс гомеостаз, посредством которого организм поддерживает свое равновесие, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Так же:
•нейропластичность – гибкость реагирования мозга на изменения под воздействием окружения
•компенсаторно-адаптационная форма саморегуляции детей
• защитные механизмы психики, которые формируются в детстве (отрицание, вытеснение, подавление, проекция, замещение)

Ребенок создает себя изнутри, опираясь на те ресурсы, которые он находит извне:
•люди, опыт отношений (до того, как сформировать собственную принадлежность)
• Я- концепция (внутренние ресурсы ребенка: убеждения, установки, отношения, чувства)
•«оспособленность» ребенка и социальные навыки
• принадлежность (я часть чего-то большего)

У детей достаточно ресурсов и защитных механизмов, чтобы справиться и вырасти в здорового взрослого. Ведь травма – это часть нашей жизни, и её переживание является нормальным процессом. Главное, взрослому оказать необходимую поддержку и организовать среду так, чтобы ребенок укрепил свою жезнеспособность. Этот значимый взрослый – необходимый контейнер для переживаний и чувств ребенка, которые он пока не может пережить как взрослый.

Если такой возможности нет, взрослый не смог адекватно отреагировать на переживания, а собственный контейнер ребенка переполнен, боль начинает искать выход наружу в проявлениях, которые часто не нравятся взрослым.

Ребенок может сожалеть о своих действиях, испытывать чувство вины, но нейронные связи уже сформировались определенным образом, создали матрицу реакций; адаптация и «выживание» ребенка проявляются именно в таких формах.

Обычно на этом этапе родители обращаются за помощью.

Терапевт появляется рядом с ребенком как устойчивый взрослый со своим опытом и осознанными травмами. Опыт рассматривается как относительная часть ситуации, со всеми ограничениями, возможностями и смыслами.В процессе терапии исследуются особенности контакта ребенка на трех уровнях: чувственном(Id тело), осознавании (Personality знания о себе), мобилизации энергии (ego-функция выбора).

Травматическое событие, а также фрустрация потребностей ребенка, вызывает аффективные реакции (эмоции и чувства), которые могут найти свое отражение в телесных проявлениях. Остановленные переживания формируют феноменологию психической травмы, а остаток энергии, которая должна пойти на её проживание, перенаправляется. Мы имеем дело не столько с самой травмой, сколько с её последствиями в синдромах и симптомах.

Можно работать в следующем направлении: исследование феноменологии симптомов – идентификация боли и её переживание – проживание чувств – удовлетворение фрустрированных потребностей – восстановление творческого приспособления на границе контакта.

Интересными и полезными будут техники на образ тела, работа на продолжение остановленного движения.

Другое направление в работе – поддержание процесса формирования и трансформации представлений и образов о себе и окружающем мире без возвращения к прежней личности, а поддерживая здоровую интенцию ребенка. Задача психотерапевта помочь ребенку взрастить и интегрировать новый опыт и знания о себе и мире.

Предлагаю работать с формированием представлений о себе, выстраиванием адекватной системы положительной личностной оценки, позитивным отношением к себе, формированием «достаточно хорошего» и адекватного восприятия мира, ценностей, на расширение зоны восприятия:
- Я принадлежу к..
- У меня есть…
- Я есть…
- Я способен…

Хорошо зарекомендовали себя проективные техники,которые позволят ребенку мягко и даже весело выразить свои чувства. Задача терапевтапостепенно, двигаясь в ритме ребенка, создать для него специальную среду, чтобы ребенок смог почувствовать себя в безопасности, и шаг за шагом, проецировать вовне свой внутренний мир.

Гештальт-терапия рассматривает каждый организм целостным, а личность как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою. Ego-функция поддерживается динамикой Id и Personality.

Работая с феноменологией травмы и фоном, терапевт может заметить некоторые новые, насыщенные энергией, интенции ребенка, которые не связаны с травмированной ситуацией. Если эти интенции вовремя поддержаны терапевтом, реализованы в безопасной среде (во время психотерапии), то они могут превратиться в новый способ организации контакта. Иными словами, в новый здоровый опыт, который может быть ассимилирован.

Размораживается интенциональность ребенка, его выражение, любопытство, риски, спонтанность, творчество. Он заново обретает веру в свои способности делать самое лучшее из возможного.

Материалы для сайта invizhl.zp.ua подготовила гештальт-терапевт, системно-семейный терапевт, специалист по детско-родительским отношениям, арт-терапевт, обучающийся супервизор - Сторожевская Юлия

к перечню

Copyright © 2009-2020 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы