запись на прием | принцип работы
097 055-25-99, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12, офис 3

Статьи

Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти

Но однажды (наконец-то!) детям повезло. Самые умные взрослые решили присмотреться к ним повнимательнее. Присмотрелись. И вдруг с изумлением обнаружили: а дети-то — вовсе не уменьшенная копия взрослых. Они—другие, И интересы у них другие, и потребности другие, и вообще — голова у них работает как-то иначе. И то, что хорошо для взрослых, не всегда пригодно для детей. Попутно развеялся миф о детстве как поре беспечной и легкомысленной. Доподлинно установили: никогда человек не бывает так деятелен, пытлив и инициативен, как в детстве. И никогда ему не приходится расходовать столько сил на битву за свои права! (Между прочим, народная мудрость давно пришла к такому выводу и отразила в своих сказках: там герои — извечные дети, вечно попадают во всякие передряги и зловредные истории. И благополучно из них выпутываются — не в последнюю очередь за счет своей детской доброты и непосредственности.)

Умные взрослые так удивились, как будто сами никогда не были детьми. И, видимо, от удивления, детство и детей начали интенсивно изучать. Было проведено множество экс­периментов, было создано много разных теорий, касающихся развития детей и их возрастных особенностей. На что же стоит опереться, чтобы растить ребёнка без особых проблем, чтобы общение с ним доставляло радость и вам, и ему? Чтобы, проще говоря, вы были счастливы вместе.

«Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.» сказал М. М. Пришвин.

Вечером мимо наших окон из детского городка возвра­щаются маленькие дети. Забавно смотреть, как по-разному они идут. Иные мамы и малыши шагают рядышком, крепко взявшись за руки. Есть детки, которые вечно скачут впереди и тащат мам за собою. А бывает и так: идёт мама, а где-то там, позади, на отлёте, крепко прихваченный за руку, семенит её карапуз. Сначала он мужественно старается поспеть за торопящейся мамой, но в конце концов силёнок не хватает, малыш выдыхается и, если мама не опомнится и вовремя не притормозит, начинает рыдать и проситься на ручки или устраивает буйные протесты. В «воспитательной» жизни случается то же самое. Когда родители слишком спешат, ребёнок устаёт и отстаёт. Когда идут слишком медленно, ребёнок убегает вперёд (а со временем так убежит, что вы его не догоните). Искусство воспитания — это умение подлаживаться под шаг ребёнка, под ту скорость движения (читай: развития), которая комфортна именно для него.

Можно слегка ускорять шаги, можно — замедлять, но при этом всегда (всегда!) учитывать темп, в котором удобно двигаться ребёнку.

Это ведь так просто: взять и посмотреть (ориентироваться не на свои нужды, а на детские). И тогда не придется дёргать за руку, тащить за собой, нужно только, уловив внутренний ритм — гармонию самого движения, — подладиться под этот лёгкий детский шаг. И тогда вам будет хорошо вместе. И тогда вы поймёте (не так с чужих слов, как душою своей), поймёте самое главное: счастье — это вовсе не «вчера» и не «завтра», оно не впереди вас и не позади. Счастье — это «сейчас», это то, что рядом. Вот оно, вместе с вами (и в ваших руках). Оно уже в том, что вы идёте по одной дороге и что шаги ваши легки. И что ещё долго-долго вам будет по пути.

Так почему же во многих семьях бывает иначе?

Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, придерживаетесь политики невмешательства. Во втором — активно вмешиваетесь в те сферы, которые определяем не мы.

Любой цветок в вашем саду растёт и развивается согласно заложенному в нём генетическому коду. У каждого ребёнка — тоже свой генетический код, и в первую очередь он определяет его развитие. В каждом ребёнке изначально заложена определённая биологическая программа, и он «плывёт» по жизни, направляемый ею. Мы, родители, конечно, можем внести свои поправки, но эффективными (и полезными) они окажутся только в том случае, если не будут противоречить этому коду-программе, а будут следовать за ее течением. Можно и дополнять, и расширять, и поддерживать её, но плыть против течения нет ни малейшего смысла: утонут все ваши благие воспитательные намерения. Только представьте: Эти «внутренние часы», внутреннее расписание развития человека, создавались и проверялись три миллиона лет биологической эволюции. Природа отметала всё лишнее, собирала и берегла нужное. Зачем же противоречить ей?

Самой Природой так запрограммировано: созревание—раз­витие человека происходит всегда. И всегда — в определённой последовательности. Сначала малыш научится сидеть, а потом ходить, и только потом — бегать; он забормочет, прежде чем научится говорить; сначала сумеет нарисовать круг и только потом —- квадрат; он становится эгоистичным, прежде чем научится альтруизму; поначалу он зависит от других и только потом научится полагаться на себя. Все его навыки и способности, которые он приобретает, подчиняются законам роста! Именно из-за этих процессов внутренней саморегуляции дети порою так стойко сопротивляются нашим усилиям обучить их чему-то новому. Есть задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого, а есть такие, до которых он просто ещё «не дозрел». Мудрые родители скажут: подождём. Нетерпеливые начнут бороться. Регулярно навязывая детям то, до чего они ещё внутренне не способны дотянуться, мы одновременно совершаем две вредные вещи: сбиваем их биологические часы, а заодно и лишаем уверенности в себе и в своих силах. Что будет, за чем будет, в какой последовательности — решила Природа. Наша задача — прислушиваться к ней и придерживаться ее законов. Школа — это не только уроки, это ещё целых десять лет. Из чего слагаются школьные годы?

Из уроков, перемен и бесконечных домашних заданий? Осознание своих успехов и неудач — это тоже школьные годы. И первая любовь, и лучшие друзья, и отчаяние, и радость, и головокружительный успех, и головокружение от успехов — всё это школа. А уроки и задания на дом, из-за которых порой разгораются целые баталии, — это только часть, пусть важная, но всего лишь часть жизни. Школьные годы — это время, когда осознаётся своё место в системе человеческих отношений. Это время, когда выра­батывается своя внутренняя позиция, которая определяет отношение ребёнка к себе, к другим людям, к миру в целом. От того, как вы сами будете морально подготовлены к этим переменам во многом зависит и школьный настрой вашего ребёнка, и его домашнее поведение. Да и ваши взаимоотно­шения и ваша любовь.

Дети, как радары, настроены на родителей. Они прекрасно ловят и наше настроение, и наши эмоции, и обмануть их фактически невозможно. Если вы сами будете пребывать в вечной панике — она передастся ребёнку, если вы начнёте винить себя, когда у него в школе будет что-то складываться не так, ребёнок и это уловит — и сделает всё возможное, чтобы увильнуть от своих прямых обязанностей (чтоб вас не огорчать!). Направьте свои силы не на переживание, а на созидание — и всё будет в порядке. Большинство конфликтов и недоразумений, происходящих между детьми и родителями, провоцируем мы сами. Не из вредности конечно, а по недоразумению, по привычке. Представьте: ваш третьеклассник с друзьями зашёл домой, а вы ему с порога: «Котёночек, ты кушал сегодня?» «Котёнок» непременно взовьётся: какому мальчику захочется в глазах друзей выглядеть маленьким? «Ну и подружка у тебя... И где ты только такую откопала?!» — скажете дочке, и она оскорбится — за подружку и обидится — на вас. Советы ваши для них по-прежнему важны, только вот давать их надо неназойливо и аргументированно. Как вы думаете, какая фраза заставит ребёнка прислушаться к вашим словам: «Убери эту чёлку, она тебе не идёт... глаз не видно» или «Такие глаза и такие ресницы, как у тебя, жалко прятать под чёлкой...»? Все школьники переживают из-за своей внешности. И вечно находят в себе изъяны. Не высмеивайте их страданий, отнеситесь с уважением и пони­манием.

Лет до пяти малыши обожают себя — целиком и полнос­тью, и с удовольствием любуются на своё отражение в зеркале, строят гримасы и сами же от них приходят в восторг, так им нравится то, что они там видят. Чем старше ребёнок — тем критичнее он относится к своей внешности. Мало того, они начинают выкапывать у себя недостатки! Даже симпатичная второклассница запросто может вдруг выкопать у себя недостаток и искренне страдать из-за него. А уж к 10-12 годам! Кому не нравятся собственные уши, кому брови, веснушки, вздёрнутый носик... Мальчики тоже подвержены такой эпидемии критицизма, просто они страдают чаще всего мужественно и молча. Все подрастающие дети во все времена переживали из-за своей внешности. (К слову сказать, в момент превращения ребёнка в подростка переживания эти могут оказаться в действительности обоснованны - ну хоть отчасти.) Итак, если страдания ребенка искренни (а это действи­тельно так), помогите ему:

Не критикуйте, не насмехайтесь, а помогите избавиться от недостатков (не важно, есть он на самом деле или придуман, человек-то страдает).

Успокойте, покажите, что «минус» не так и велик, а «плюсов» гораздо больше. Попробуйте. Часто бывает достаточно переключить ребёнка с созерцания «недостатка» на достоинства. «Ты посмотри, какого удивительного цвета твои глаза! А уши торчат? А если причёску сделать вот так...» Наберитесь терпения. Юному человеку, критично посмотревшему на себя и вдруг заметившему «страшные изъяны», просто нужно время, чтобы понять, что журнально-эталонная кра­сота не обязательна, чтобы тебя считали симпатичным или очаровательной. Часто дети страдают просто потому, что не знают, как красиво «подать» себя. Помогите юному чело­веку найти свою «изюминку». Поэкспериментируйте (если он/она позволят) с одеждой, причёской. Вместе полистайте подходящие журналы, книги. Не сомневайтесь: если вначале фыркнет, потом прочтёт (и изучит, и прикинет для себя) обязательно.

Школьные годы — это время, когда ребёнок потихоньку начинает отстраняться от родителей. Совсем недавно детки охотно слушали ваши советы и охотно отзывались на просьбы. Но чем старше ученик, тем он самостоятельней. Что делать, у них появляются свои дела и свои соображения, которые нам, увы, нравятся не всегда. Всякий раз, когда вы недовольны ребёнком, подавите первый импульс протеста, уйдите, глубоко подышите, а потом, строго или мягко (главное — с уважением), обсудите вместе с ним варианты ситуации и последствия его поступков. Вместе установите чёткие границы дозволенного. Но имейте в виду: вас обязательно будут проверять на прочность. (Вы разрешили гулять до девяти? А что будет, если прийти на пять минут позже? а если на десять? а если... За компьютером нельзя сидеть вечер напролёт? А если мамочку поуговаривать? а если покапризничать? а если?..) Поэтому ваше «нет» не должно превращаться в «да» по его прихоти. Как настоять на своём и не поссориться? Не возмущайтесь и не спорьте, если юное создание саботирует ваши просьбы. Конечно же, оно найдёт сотню доводов в своё оправдание и на каждое ваше «а» ответит целым алфавитом (если не вслух, то мысленно), и получится обычная перебранка.

Действуйте от противного. Предположим, вы постоянно просите ребёнка не разбрасывать свои вещи, а убирать на место: чистое — в шкаф на полку, грязное — в корзину для белья. Но детка, замученная школьным бытом, забывает, забывает, забывает... И в результате вещи снова подбираете вы. Сделайте иначе. Собирайте и убирайте разбросанную одежду, но не на место, а куда подальше: в кладовку, на антресоли, в корзину... Когда в шкафу не останется ни одной чистой вещи, ребёнок, конечно, опешит. Он будет возмущён! Но вряд ли в следующий раз захочет оказаться в дурацком положении.

И не опасайтесь, что такие «фокусы» испортят ваши вза­имоотношения. Дети вовсе не против, чтобы их и нежили, и контролировали, так как прекрасно чувствуют, что это выражение заботы и любви к ним.

Большинство взрослых к слову подросток добавляют «трудный».

Можно сказать, что в головах большинства родителей обра­зовался устойчивый стереотип (благодаря многочисленным передачам, фильмам, СМИ и рассказам «добрых людей»). В результате, каким бы ни был наш ребёнок раньше, как только он дорастёт до этого самого подросткового переходного возраста, мы готовимся к обороне. Ну если не к обороне, то к проблемам и нервотрепке - это точно. Правильно, на трудности. А жизнь так устроена, что мы получаем то, что ожидаем. Разногласия с родителями могут возникнуть в любое время, в любом возрасте. Но проблемой они становятся только тогда, когда дети не получают того, что им сейчас нужно особенно сильно - поддержки и понимания. Вспомните свои подростковые денечки, вспомните, как это трудно - бороться с собственными родителями за собственную независимость и, может быть, вы оцените отвагу своих детей.

Подростковый возраст - прекрасное время, чтобы наверстать упущенное и по-настоящему сблизиться со своим ребенком. Он только кажется крутым и независимым, на самом деле (там, внутри себя) совершенно растерян из-за тех метаморфоз, которые происходят с ним, из-за тех вопросов, которые навалились на него. Он по-прежнему нуждается в вас и вашей любви.

Мы растим - и отпускаем ребенка все дальше и дальше от себя. Но именно поэтому и именно тогда происходит удивительная вещь: дети нас не покидают. Они остаются рядом. На расстоянии, но - рядом. Сохраняется душевное, духовное единство. Дети по-прежнему нуждаются в нас и видят в нас надежный тыл, и опору, и советчика. Всегда. Остаются, если все начинается и все продолжается с нашей истинной безусловной любви.

Посмотрите, как это просто. И как правильно, и как здорово - жить и любить. И оставаться рядом.

Из книги З. и Н. Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти»

к перечню

Copyright © 2009-2018 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы