запись на прием | принцип работы
097 055-25-99, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12, офис 3

Статьи

Если в семье ребенок страдающий аутизмом.

Все родители без исключения хотят, чтобы их детки были здоровы. Но к сожалению это бывает не всегда. Иногда родителям необходимо принять тот факт, что их ребенок не такой как другие. Это необходимо чтобы  не  впадать в жуткое отчаяние и депрессию, обвиняя во всех бедах только себя, хотя зачастую родители абсолютно ни в чём не виноваты.

В этой статье пойдёт речь о такой проблеме, как аутизм у детей. По статистике на 2009 г.  каждый 110-й ребенок в США (в том числе каждый 70-й мальчик) страдал аутическим расстройством.  В нашей стране точной статистики нет, но можно предположить, что детей с такими проблемами не меньше.

Наличие у ребёнка аутизма не свидетельствует о том, что он хуже остальных – он просто другой.  И что необходимо родителям таких деток в первую очередь – это получить как можно больше информации об этом заболевании.

Аутизм – это психическое расстройство, в основе которого лежит сложное нарушение общего развития, прежде всего связанное с нарушением социализации. Это состояние влияет на жесты, движения, речь, реакции. Ранее аутизм считался неизлечимым заболеванием. Сегодня уже есть данные, что ранняя диагностика и своевременное профессиональное вмешательство врачей, психологов, педагогов, применение поведенческих и образовательных технологий может привести к заметному уменьшению  аутистических проявлений в поведении детей.

У большинства детей аутизм начинает проявляться в возрасте от года до трех лет.  Поэтому важно чтобы родители знали наиболее типичные симптомы аутизма:

  • Отсутствие или резкое снижение необходимости общения с окружающими (как вербального так и невербального).
  • Игнорирование присутствия матери в сочетании с чрезмерной привязанностью.
  • Отсутствие зрительного контакта
  • Отстраненность в общении со взрослыми, возможны подозрительность и настороженность. Привязанность только к определенному, узкому кругу лиц.
  • Отказ от отношений со сверстниками (от игнорирования до проявления агрессии по отношению к ним).
  • Неумение обращаться с просьбой к членам семьи. Такие дети с самого раннего возраста стараются удовлетворить свои актуальные потребности самостоятельно, нередко удивляя родных своей сообразительностью.
  • Неумение сопереживать. Такой ребенок проявляет эмоции, если ему что-то не нравится или наоборот - он доволен, но понять, почему плачет упавший ребенок,  он не может. Также он не может поделиться своей радостью или печалью.
  • Неспособность к полноценной игровой деятельности, так как у таких детей отсутствует воображение и способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей. Но при этом такие дети могут очень точно копировать поведение и тембр речи других (обычно это поведение членов семьи, которые больше всего проводят с ним время).
  • Отсутствие ответных реакций, типичных для большинства детей в разном возрасте: ребенок не отвечает улыбкой на улыбку, не реагирует на свое имя. В общении с окружающими предпочитает повторять какое-то одно действие.
  • Отставание в речевом развитии. Часто бывает, что ребенок начинает говорить первые слова в возрасте 1,8 лет, а потом замолкает, а к 3 годам  снова начинает говорить, повторяя слова за окружающими. В дальнейшем дети часто бессмысленно повторяют одни и те же фразы, зачастую  заимствованные у кого-то из близких или из мультфильма.
  • Повторение определенных движений и действий, не имеющих под собой никакой цели: закрывание и открывание двери, передвижение вещей, хлопанье в ладоши и так далее.
  • Фокусирование внимания на деталях, определенных вещах или действиях, обычно не привлекающих внимание детей определенного возраста.
  • Предпочитают всегда расставлять свои игрушки в одном и том же порядке, причём всегда в зависимости от цвета.
  • Отсутствие способности к адаптации к новым обстоятельствам, людям, обстановке. Любые перемены кажутся им неестественными.

Понять ребенка - дело не простое для многих родителей. Понять ребенка с аутизмом еще сложнее.  Такие дети  требуют ещё большего внимания и заботы со стороны родителей.

Вот некоторые рекомендации которые следует соблюдать, воспитывая ребёнка-аута:

  • Заметив симптомы аутизма, как можно раньше обратитесь к специалистам: врачам, психологам, педагогам.
  • Постоянство и последовательность – это наиболее необходимые составляющие успешного лечения и корректировки. Будьте готовы, что такой образ жизни семьи будет длиться не один и не два года, а долгое - долгое время.
  • Следует также помнить, что основная часть коррекционной работы ложится на плечи родителей, так как коррекция должна вестись непрерывно, последовательно и систематически.
  • Первое, что надо сделать родителям, дать возможность ребенку поверить, что он такой же член семьи, как и другие.
  • Не надо уделять ребенку слишком много внимания, он будет чувствовать себя неуютно.
  • Подстройтесь под тот режим дня, который он вам предлагает (будьте внимательны к тому, когда ребенок хочет есть, спать, играть). Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.
  • Будьте внимательны к тому, как ребенок реагирует на ваши слова и действия, такие дети часто общаются не словами, а звуками.
  • Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Делайте это «по факту» (такие дети могут  не помнить,   что было вчера)
  • Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому показывайте правильное поведение и незамедлительно  поощряйте любые положительные изменения, даже незначительные. Если ребёнок не получит поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся.
  • Дайте ребёнку шанс понять новое действие, задание и принять его, иначе малыш просто потеряется. Каждое новое задание  сначала пройдите вместе с ребенком. Четко говорите ему, что вы делаете.
  • Никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.
  • В начале коррекции постарайтесь как можно меньше менять пищу, режим дня,  деятельность, места пребывания ребенка.
  • Помните, что принимать какие - либо решения такому ребёнку очень и очень сложно. Поэтому, с одной стороны, жизнь ребёнка в процессе лечения и коррекции должна подчиняться установленным правилам. Но с другой, необходимо постараться создать иллюзию того, что малыш сам устанавливает правила. Обязательно советуйтесь с ним, мягко подводя к тому, чтобы ребёнок самостоятельно принял необходимое решение.
  • Пресекая нежелательное поведение ребёнка,  ни в коем случае не давайте ребёнку понять, что вы недовольны им. Вы должны дать ребёнку твёрдо понять, что недовольство вызвал не он, а лишь его поведение.
  • Отдайте ребёнка в садик или школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Вне семьи ребенку также необходимы внимание и психологическая помощь.
  • Самое главное, что должен понять и принять ребёнок – это то, что окружающий его мир дружелюбен и приветлив, а не настроен против него.
  • Объясняйте ребенку все, что Вы делаете, и почему делаете. Никогда не делайте с ребенком того, чего Вы не понимаете. Нет такой вещи, как ложная надежда, но есть ложное отчаяние. Верьте в своего ребенка – тогда у Вас все впереди, и Вам нечего терять.

Татьяна Семибратова, психолог.

к перечню



Copyright © 2009-2018 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы