запись на прием | принцип работы
097 055-25-99, 050 109-84-12
г.Запорожье, ул. Гагарина 12, офис 3

Работа с детьми с ограниченными возможностями


Число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Образованиe является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Характерным признаком детей c ограниченными возможностями здоровья является ограничение жизнедеятельности в период становления личности и формирования высших психических функций.

Основные направления деятельности в работе с такими детьми включают в себя социокультурную реабилитацию и психологическую реабилитацию и коррекцию.

Социокультурная реабилитация - комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации в стандартных социокультурных ситуациях.

Социокультурная реабилитация, осуществляется в виде мероприятий по арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, применении методики Марии Монтессори.

Арт-терапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики - убедить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме пережить конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги.

Арт-терапия - это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает детей выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, а особенно ценна для тех детей, которые недостаточно хорошо владеют речью. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется изотерапия (рисование).

Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества, т.к. детям с ограниченными возможностями здоровья необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.

Сказкотерапия - один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка. Сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия позволяет установить контакт с ребенком. Данный метод основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя определенную роль,проигрывая жизненные ситуации.

Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. Необходимо предложить большое разнообразие специально подобранных игрушек для преодоления имеющихся у ребенка ограничений, а также для того, чтобы стимулировать его развитие. Игра помогает детям преодолевать конфликты и достигать психологическогоравновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогая приобрести необходимые навыки.

Педагогика Марии Монтессори – это направление гуманистической педагогики, педагогики направленной на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов, это педагогика следования за ребенком.

Основополагающий девиз методики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ по методу Монтессори можно выделить следующие задачи:

- формирование ориентировочных реакций;
- развитие движений руки и действий с предметами;
- формирование сенсорных и математических представлений;
- эмоциональное благополучие и социальная адаптация.

Методика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка с ОВЗ к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов:

1. Диагностический этап. Включает в себя предварительную беседу с родителем (или другим, замещающим его лицом).

2. Коррекционный этап. При разработке коррекционной или развивающей программы идет опора на запрос со стороны родителя и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Занятия проходят мин. 2 раза в неделю, от 40-60 мин.

Занятия проводит психолог - Оксана Колесник.

Copyright © 2009-2018 Психологический центр "Инвижл"
All Rights Reserved.
На главную Написать нам письмо В начало страницы